Собственный аудит сайта сложно оценивать беспристрастно: объективно отнестись к своему «шедевру» обычно получается лишь спустя некоторое время после написания отчета. А как досадно бывает, вернувшись к аудиту через неделю или месяц, обнаружить в нем существенные ошибки и недочеты.
Распространенные ошибки в аудите сайта
Здесь мы постарались объединить 8 самых распространенных проблем, с которыми сталкивалась и в своих, и в чужих аудитах сайтов.
Надеюсь, рассмотрение собственных работ на предмет этих ошибок поможет кому-то делать еще более качественные и полезные для заказчиков отчеты.
1. Злоупотребление субъективными высказываниями
У каждого есть свой вкус и свое мнение. Но для заказчика и его сайта это имеет мало значения: важны лишь вкусы и мнения целевой аудитории.
Кстати, порой за субъективным ощущением может стоять вполне реальная проблема. Если в сайте что-то не нравится, стоит задуматься о формальных причинах этого и постараться перевести эмоции в логические заключения, которые как раз будут уместны в аудите.
2. Отсутствие пояснений
Часто бывает так, что даже самые верные идеи и заключения остаются без внимания заказчика из-за того, что не пояснены достаточно понятно.
Если вы пишете, что тот или иной элемент работает неправильно, нужно не только указать, в чем именно ошибка, но и описать, как все должно происходить на самом деле.
3. Категоричность суждений
Часто в аудитах можно встретить весьма категоричные заявления вроде «форму авторизации необходимо перенести в правый верхний угол!»
Во-первых, сам тон таких высказываний бывает неприятен. Во-вторых, какой бы хороший вариант вы ни предлагали, всегда будут аргументы против него.
Как минимум, любое изменение на сайте может быть плохо принято постоянными посетителями: если они уже привыкли к не совсем удобному варианту, переучиваться все равно будет сложно.
Поэтому прежде чем так резко предлагать какие-то изменения, стоит подумать о возможных сложностях во внедрении нововведений.
4. Аудит сайта: поверхностность анализа
В качестве примера опишу такой случай: на сайте весь блок с контактной информацией выполнен в виде одной картинки.
Один аудитор пишет, что шрифт мелковат и смотрится размыто.
Второй говорит, что использование изображения для передачи текстовой информации становится причиной нескольких проблем:
- низкой читабельности,
- отсутствия возможности масштабирования шрифта в браузере,
- отсутствия возможности выделить и скопировать контактные данные.
Прочитав первый отзыв, заказчик сделает картинку покрупнее и обозначенные проблемы никуда не денутся. Прочитав второй отзыв, в котором обозначены не только проблема, но и ее причина, клиент заменит изображение текстом и сделает сайт удобнее.
5. Неверная расстановка приоритетов: аудит сайта
Часто получается так, что начинающий аудитор посвящает несколько тысяч знаков анализу цветовой гаммы, иллюстраций и логотипа, а в конце приписывает что-то «ну и регистрация не работает».
На деле очевидно, что последнее по важности перекрывает все вышесказанное. Понятно, что зачастую в аудите проблемы раскрываются в порядке их обнаружения, но в заключительной части всегда важно подчеркнуть самые существенные моменты.
6. Экономическая нецелесообразность предложений
Хорошо, если аудитор не только указывает на недостатки, но и вносит свои предложения. К сожалению, порой это переходит разумные границы и заказчик получает предложения, подразумевающие полную переработку кода или верстки сайта.
Важно понимать, что у любого изменения есть своя экономическая целесообразность, выражающаяся в соотношении потенциальной выгоды от нововведений и затрат на организацию этих изменений.
В том числе, если компания работает не только через интернет, мало смысла критиковать фирменный логотип, который, скорее всего, уже стоит на бланках, визитках, рекламных буклетах и т.п.
В идеале (к сожалению, это не всегда возможно), все вносимые предложения должны быть просты в реализации и максимально эффективны для конверсии сайта.
7. Отсутствие гибкости в анализе: аудит сайта
Многие начинающие аудиторы, прочитав несколько статей о правилах юзабилити, спешат применить свои знания на практике, забывая о специфике каждого ресурса. Прежде чем строго следовать какому-либо правилу, стоит задуматься о том, насколько оно применимо в конкретной ситуации.
Например, даже если в самой хорошей книжке по юзабилити написано, что все ссылки должны быть подчеркнуты, может быть масса случаев, в которых это правило неактуально.
8. Многословность
Развернутый аудит — это хорошо. Но количество знаков никогда не могло заменить собой качество аргументации. Лучше кратко перечислить двадцать проблем, чем подробно описать пять.
Как правило, лишними оказываются эмоциональные высказывания, риторические вопросы и т.п.
Помогла ли вам статья?
Комментарии